Блог Тамары Рогачевой о мастерстве жизни

Мечтай. Действуй. Люби. Живи.
Размер шрифта: +

Как выбрать, в какую игру поиграть?

По мотивам статьи автора и ведущей психологических игр Натальи Холопониной.

На сегодня настольные (психологические) трансформационные игры набирают популярность и среди участников, клиентов, игроков, и среди Мастеров, специалистов, которые присматриваются к играм как к профессиональным инструментам. Трансформационная игра уже вошла в наше информационное пространство. Она есть, она манит. В интернете можно найти много отзывов об участии в разных настольных играх. Игра возбуждает интерес. Участие в игре сулит результаты в жизни. Желание поучаствовать в игре – вполне себе естественное. Поэтому давайте разбираться!

Для меня лично, ИГРА – это, прежде всего, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТ. Для клиента, потенциального участника игры, —  это необычное пространство, физически ограниченное размерами стола, размерами игрового поля, в котором смешиваются, переплетаются, начинают пульсировать в унисон УДОВОЛЬСТВИЕ и ПОЛЬЗА. Как участник трансформационной игры, как автор и ведущая игр, могу утверждать открыто: хорошая настольная трансформационная игра – всегда уникальный микс удовольствия и пользы. Потому что ИГРА. Потому что психологическая и трансформационная. И даже если просто трансформационная.

Итак, вы обычный, нормальный человек (не Мастер игры, не психолог – я об этом). И у вас возник интерес к игре. Возникло желание поучаствовать. Напомню, речь идет именно о настольной (психологической) трансформационной игре. О полноформатной игре, которая может длиться от 3 до 5 часов. Это ваше время, это ваши деньги, это ваша жизнь, ваши потенциальные результаты. С чего же начать? Как выбрать? На что обратить внимание?

 

Первое, что важно понять, так это то, что ИГРА – это серьёзно. А иногда даже вот так – СЕРЬЁЗНО. Конечно, можно рассматривать участие в игре как вариант интересного, оригинального досуга. Но секрет в том, что многие настольные трансформационные игры «конструируются» так, чтобы создать условия для ИЗМЕНЕНИЙ. Именно поэтому эти игры называются ТРАНСФОРМАЦИОННЫЕ. Они изначально создаются для того, чтобы участник игры мог инициировать внутренние/внешние изменения. У себя. В себе. Трансформация – это изменения, перемены, преобразования, превращения. Умный психологический словарь выдает вот такое определения слова «трансформация» — психологический переход, включающий в себя регрессию и временную утрату Эго, к сознанию и реализации ранее не осознанной психологической потребности. Рассматривается как цель психотерапии. В анализе трансформация включает исследование Тени. Символизм трансформации отражен в ритуалах первобытной инициации, в алхимии и религиозном ритуале; непосредственно сам обряд предназначен для предотвращения возможных психических эксцессов во время перехода и включает в себя символическую смерть и возрождение».

Вот так вот! Как вам? Страшно? 

В определении речь идет о трансформации как цели психотерапии. В моем понимании, игра не является терапевтическим инструментов (если таковое изначально не задается автором игры). Психотерапия – это, как правило, долгосрочный процесс. Психотерапия предполагает комплексное воздействие на внутреннюю психическую реальность клиента. Для участия в терапии, по решению определенной личностной проблемы, требуется осознанное согласие клиента. Обязательным условием является заключение особого договора между психотерапевтом и клиентом, установление определенных терапевтических отношений, соблюдение сеттинга и т.д. Исходя из этого, в моем понимании, психологическая трансформационная игра не является психотерапией. Но происходящее в игре может иметь психотерпевтический эффект. А от ведущего могут потребоваться навыки оказания психологической помощи с использованием различных психотерапевтических приемов и техник. Но это уже к вопросу о ВЕДУЩЕМ игры. Мы же сейчас о самой ИГРЕ. О трансформационной игре.

Важно понимать, что в (психологической) трансформационной игре создаются условия для личностных ИЗМЕНЕНИЙ. В игре создаются условия для самопознания и даже для самоисследования (глубоко и часто непросто). В игре много чего может происходить, что может влиять на ваше СОСТОЯНИЕ. В игре вы можете столкнуться со своими УБЕЖДЕНИЯМИ, в том числе и с ограничивающими. Часто в игре важно ГОВОРИТЬ, еще чаще – ДУМАТЬ и ЧУВСТВОВАТЬ. Есть игры, в которых важно ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЯ. Причем по несколько раз за игру. Есть игры, в которых нужно ДЕЙСТВОВАТЬ. А есть игры, в которых важно и нужно, наоборот, бездействовать, замедлиться, остановиться…

Участие в игре – это не поход в кинотеатр. Не получится взять ведро попкорна, литр газировки, устроиться удобненько в кресле и смотреть на экран, комментируя происходящее и обсуждая наиболее удачные сцены фильма с соседом. Кстати, во многих играх как раз комментировать происходящее и обсуждать события игры с соседями запрещено. А есть игры, где без этого никак – вновь и вновь тебе задают вопросы типа «Почему ты сейчас сделал то, что сделал? И когда ты принял такое решение, чем ты руководствовался? Почему ты сделал вот так? Зачем ты сделал вот так? Что именно ты сделал?» и т.д.

Да, в хорошей игре всё должно быть ИНТЕРЕСНО. Интерес – это базовая эмоция, на которой строится игра. Но в игре, помимо «интересно, вкусно, ярко, радостно, увлекательно», есть еще пласт ПОЛЬЗА. А чтобы получить пользу от игры, нужно погрузиться в процесс, быть АКТИВНЫМ. Каждый берет от участия в игре ровно столько, сколько он готов взять. Об этом подробнее я скажу, когда буду описывать третий фактор – участника игры. Пока просто напишу вот это: участие в игре – это увлекательная, интересная, полезная РАБОТА вашего Я. Сколько наработаете, столько и унесете)))))

  Второе, что важно понимать, выбирая для себя участие в игре. Изначально психологическая трансформационная игра – это ИНСТРУМЕНТ. Инструменты бывают разные. И у любого инструмента есть функциональное НАЗНАЧЕНИЕ и способ применения.

 Третий важный фактор, который нужно учесть, принимая решение об участии в игре – это ЗАПРОС на игру. В игре, как правило, игроки работают со своим запросом. Запрос – это некий вопрос (проблема, ситуация), который игрок выбирает прояснить для себя в игре. Подробнее о всяких-разных запросах на участие в игре я скажу, когда буду говорить об участниках игры. Здесь же напишу вот что. Запрос на игру бывает ОТКРЫТЫМ и ЗАКРЫТЫМ. Открытый запрос предполагает, что вы о своем запросе будете говорить вслух. В общий круг. На групповой игре. В игре, где кроме вас и ведущего, принимают участие 1-5-10(15) игроков. Есть игры, в которых открытый запрос обязателен. Например, в игре «Детские Дворики». В этой игре ведущему важно сопровождать игрока в исследовании содержания его запроса. Играя в игру с открытым запросом, вы вправе говорить о нем так откровенно, как посчитаете нужным и возможным. Но говорить в слух таки придется. И важно быть к этому готовым. Или просто выбрать такой актуальный для вас запрос, о котором вы готовы говорить вслух. Когда я присылаю своим игрокам напоминалочки об участии в игре, я часто указываю тип запроса – открытый или закрытый. Закрытый запрос означает, что вы вправе не озвучивать его в общий круг. Но будьте готовы к тому, что ведущий предложит вам записать его, поисследовать его, например, по критериям «хорошо сформулированного результата», проверить запрос на подлинность через бросок кубика или другими способами. Всё зависит от методики конкретной игры и от стиля ведения конкретного ведущего.

  Четвёртое, на что важно обратить внимание – тематика игр. Есть игры универсальные, в которых можно работать с запросами из любых/разных сфер жизни. Как по мне, вот такой универсальной психологической трансформационной игрой является игра «Семь Печатей» (автор А.Кукнерик). А есть игры, которые изначально создаются для работы с запросами из определенных сфер (здоровье, семья, отношения мужчина-женщина, достижение целей, бизнес-проекты, готовность к материнству, воспоминания детства). Среди моих игровых инструментов такой тематической, профильной является игра «Семейные Сценарии». Сложно сказать, какая игра лучше – универсальная или профильная, тематическая. Многое зависит от содержания вашего запроса, от вашей готовности работать в рамках определенной игры, от вашей самостоятельности в игре, от вашей способности работать с собой и через себя, от стиля ведения и сопровождения игроков в игре со стороны ведущего игры. Немаловажно, кто ведет профильные, тематические игры. Тематическая игра – это изначально заявка на более глубокое погружение в узкую тему. А значит, ведущий должен быть специалистом в этой теме. Иначе вы вряд ли сможете рассчитывать на его точечную профессиональную помощь и поддержку в игре.

  Пятое, что важно учитывать, выбирая игру. Игры бывают разные по ДИНАМИКЕ. И разные по МЕХАНИКЕ. Есть игры, в которых игрок практически всю игру в активной позиции. Это так называемые экстравертированные игры, которые предполагают активное взаимодействие игроков. В таких играх просто так не отсидеться. Вы всё время игры словно в эпицентре активных игровых событий. Ну или в паузах наблюдаете активные игровые действия других участников, которые всё равно «цепляют» ваше состояние или ваши мысли. А есть игры, в которых последовательно, по кругу, передается право хода. И ты, как игрок, активен только в свой ход. А свой ход ты будешь ждать какое-то время. И это время определяется как количеством игроков за столом, так и общей динамикой игры. Конечно, между ходами, есть возможность подумать, проанализировать, понять вопросы, найти ответы и т.д. Но если вы, зная себя, всё же выбираете более активное проживание, тогда и выбирайте для себя игры с более активной динамикой. Или участвуйте в играх, где количество участников не превышает 4-6 игроков. Или ищите для себя такого ведущего, который умеет ловко управлять динамикой игры даже в группе 8-10 человек. Когда все чувствуют себя вовлеченными в любой момент игры, и при этом такая игровая динамика не мешает проживанию игры каждым игроком, не ломает общей идеи и механики игры.

 Шестое, что нужно знать про проводимые трансформационные игры. Есть разные форматы игры. Например, индивидуальные и групповые. Здесь всё просто. Если в игре только вы и ведущий игры – игра индивидуальная. Если кроме вас и ведущего есть еще и другие игроки – формат групповой. Индивидуальная игра – это часто более интимно, глубоко, гарантированно конфиденциально (конечно, если ведущий придерживается принципа конфиденциальности). Индивидуальная игра практически сливается с индивидуальной консультацией. Всё внимание, всё Мастерство ведущего – только вам. И далеко не всегда индивидуальная игра длится меньше, чем игра групповая. Как правило, стоимость участия в индивидуальной игре на порядок выше, и это оправдано. В групповой игре есть нечто ценное, чего лишена игра индивидуальная – групповая динамика. Уникальный игровой состав, уникальный игровой и личный опыт участников, возможность проживать игру как минимум из двух позиций – из позиции активного участника и из позиции наблюдателя.

Игры бывают полноформатные и презентационные. Полноформатная игра обычно длится 3-4 часа, в ней выдержаны все игровые этапы, она раскрывается своим содержанием. В полноформатной игре ведущий сопровождает игрока от запуска до сворачивания игровых процессов. Нужно учитывать, что временные границы полноформатной игры могут быть размыты. Иногда есть возможность подождать опоздавшего (если заранее не обозначено, что опаздывать нельзя, что в игре только синхронный вход всех игроков), есть возможность продлить время игры, если это необходимо для корректного завершения всех игровых процессов и разотождествления игроков с игровой моделью. Думаю, про корректный выход из игры вполне понятно на примере с флеш-накопителем. Некорректно достали – информацию не сохранили))))

Презентационный формат – на то и ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ, чтобы представить игру, показать, дать пощупать-потрогать, продегустировать. В презентационном формате (или я еще называю такую игру лайт-версией, более легкой версией игры) могут быть выдержаны не все этапы игры, могут «опускаться» какие-то элементы механики игры. Стиль ведения может отличаться. Он может быть более поглаживающим, или, наоборот, более провокативным. Потому что основная цель презентационного формата – инициировать интерес для участия в полноформатной игре. И если вы принимаете решение участвовать в лайт-версии игры (например, в рамках фестиваля), то не берите какой-то очень глубокий запрос. Вы просто не сможете с ним активно работать. А вот понять, на примере работы с актуальным, но не глубоким, не масштабным вопросом, подходит ли вам этот инструмент и этот ведущий – это пожалуйста!

В отношении глубины запроса скажу тоже самое и при участии в полноформатных играх в рамках профильных, полноформатных игровых фестивалей. Участие в полноформатной игре предполагает плавный вход и плавный выход, а не скачки из игры в игру – 4-5 игр за два дня. В полноформатной игре не должно быть перебора участников (что часто случается на открытых мероприятиях). Полноформатная игра с глубоким проживанием исключает того, что в тот или иной момент игры в комнату зайдет фотограф или видеооператор и начнет активно запечатлевать процесс игры. В рамках фестиваля невозможно отсрочить время окончания игры, если вдруг это понадобится. И еще, я иногда говорю вот так влоб: если вы в фестивальной игре вот так «вылетите», если вам понадобится экстренная терапия, я, как ведущая игры, не смогу сделать это, зажав вас в углу между буфетом и туалетом)))) Поэтому качество проживания игры и ответственность за результаты от участия в открытых презентационных играх (даже если они как бы полноформатны по времени, но проходят в рамках большого открытого события) – это равнозначная ответственность как ведущего, так и участника.

  Седьмой фактор, который важно учесть, — это время проведения игры (в какое время суток начнется, когда закончится). Утренние, дневные, вечерние, ночные игры. Игры в будни и игры выходного дня. Речь идет об учете ваших собственных биоритмов. Напомню, что участие в игре – это активность. И активность, прежде всего, интеллектуальная и эмоциональная. Плюс фактор некоторого физического напряжения: в игре вы будете 3-5 часов сидеть за столом. Вставать можно))) Часто в игре делают паузы. Можно выпить чаю и угоститься сладостями. И всё же большую часть настольной игры вы проведете за столом. Отсюда простая рекомендация: в игру не стоит идти уставшим, замученным, измотанным, «разобранным на запчасти». Не стоит идти в игру, чтобы просто отвлечься и отдохнуть. В хорошей трансформационной игре «просто отдохнуть» не получится))) Изначально в игру стоит идти на хорошем психофизическом тонусе. Важно понимать, что время суток, в которое вы обычно спите (НЕ бодрствуете) – не самое подходящее время для участия в игре. Если вы обычно бодрствуете именно в ночное время – отлично. Тогда можете выбирать игры, которые начинаются вечером и завершаются заполночь. В отношении ночных игр скажу, что ночное время – это время измененных состояний сознания. Физиологически наш организм, и особенно наша нервная система, привыкли в это время восстанавливаться. Если ночное время (его особенность, с учетом биоритмов человека), особенности протекания психических процессов в это время суток, изначально используются как важный фактор воздействия на психику участника игры – ок. Главное, чтобы ведущий осознавал это и понимал, что и зачем он делает.

Мастер-классы для ведущих игр от проекта "Институт...
Запущен сайт игры "Ключ от всех дверей"

Related Posts

Комментарии

 
Комментариев пока нет